Суббота, 18.05.2024, 22:21Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Главная » 2014 » Август » 26 » Искусство должно облагораживать людей примеры. Как подготовиться к сдаче экзаменов. Подготовка к экзамену
20:12

Искусство должно облагораживать людей примеры. Как подготовиться к сдаче экзаменов. Подготовка к экзамену





Цитаты



^


Способ оформления цитаты

Примеры


  1. Предложениями с прямой речью.



  1. Предложениями с косвенной речью.




  1. Предложениями с вводными словами.




Пушкин писал Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»

А.П.Чехов подчеркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою».


По словам Горького, «искусство должно облагораживать людей».


^

Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.



П О Г О В О Р И М О К У Л Ь Т У Р Е Р Е Ч И

Каждому культурному человеку небезразлична эстетическая сторона слова. Образность речи достигается различными приемами и способами, среди них особое место занимают изобразительно-выразительные средства или средства художественной выразительности.

^

Название

Определение

Примеры

Звукопись

Звуковое построение фразы, соответствующее воспроизводимой сцене.

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало.

Я был счастлив журчанием и похрустыванием армянской речи.

Аллитерация

Повтор согласных звуков

Страны рады, грады веселы.

На берегу шелестели деревья. И шелест прибрежной ивы был не похож на шелест дубов.

Ассонанс

Повтор гласных звуков, чаще всего ударных

Взложу на тетиву тугую,

Послушный луг согну в дугу,

А там пошлю наудалую,

И горе нашему врагу. (А.С.Пушкин)


Выразительные средства лексики и фразеологии

Название

Определение

Примеры

Эпитет

Образное определение предмета или действия.

Тонкий лимонный лунный свет.

Я люблю усталый шелест старых писем, дальних слов. (М.Волошин)

Где – то в яблочном захолустье…(Ю.Друнина)

Метафора

Перенос значения по сходству

Спит черемуха в белой накидке. (С.Есенин)

Пустых небес прозрачное стекло (А.Ахматова)


Метонимия

Перенос значений (переименование) по смежности явлений:

- с сосуда на содержимое;

- с человека на одежду;

- с населенного пункта на жителей;

- с организации на сотрудников;

- с автора на произведение;

- с материала на изделие и т.д.

Прошла головка.

Сдать физику в библиотеку.

Приветствуя учителя, класс встал.


Еще бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет…(А.С.Пушкин)

Миллион казацких шапок высыпал на площадь


Село было обрадовано этим известием.


Завод принял решение о забастовке.


Кто не читал Пушкина!


Он коллекционировал фарфор.

Синекдоха

Частный случай метонимии (соотнесение):

-замена множественного числа единственным;

-употребление названия целого вместо части или части вместо целого



И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов)


В этом стаде сотня голов.

Рабочих рук не хватает.

Но красный плащ их превзошел искусною стрельбою.

Олицетворение

Разновидность метафоры. Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

Осенью лес молчит.

Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.


Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость. (А.С.Пушкин)

Сравнение

Сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного образа.

Я оробел и ждал графа с каким – то трепетом, как проситель из провинции ждет выхода министра. (А.С.Пушкин)

О России петь – что весну

встречать…(И.Северянин)

Лежал закат костром багряным (А.Ахматова)

Гипербола

Преувеличение размера, силы, красоты и т.п.

Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин.

Увези меня в край, где сосна до звезды достает.

Литота

Преуменьшение признаков предмета, явления, действия.

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)

Ваша машина меньше наперстка.

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением.

Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ученых.

Большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей.

Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

^

Слова, схожесть значений которых определяется в контексте.

Классики – бессмертные;

Роман – творчество;

Прекрасные книги – драгоценные книги

Антонимы

Слова противоположные по значению.

Надежно – ненадежно

Прямые - косвенные

Паронимы

Слова, близкие по звучанию, но разные по значению

Геройский – героический

Ступня – ступень

Остатки – останки

Доверительный - доверчивый

Парадокс

Суждение, противоречащее здравому смыслу.


Тишина была полна звуков.


Аллегория

Выражение отвлеченного понятия в конкретном художественном образе.

И сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!

Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и , надев его, отправился на охоту.



Фигуры речи


Название

Определение

Примеры

Антитеза

Контраст, противопоставление явлений или понятий.

Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги.

Правду всегда сказать трудно, а ложь всегда легко слушать.

Оксюморон

Создание нового понятия при помощи соединения контрастных по значению слов.

У него были грешные благие желания.

Где начало того конца, которым оканчивается начало? (Козьма Прутков)

И в семьдесят лет можно остаться молодым стариком.

Анафора

Единоначатие

Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем сомневаешься.

Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник. (В.А.Жуковский)

Эпифора

Повторение слов в конце предложений.

Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В.Гоголь)

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение предложений или частей сложного предложения.

У ночи много звезд прелестных,

Красавиц много на Москве. (А.С.Пушкин)

Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина – счастьем, которое приносит.

Инверсия

Изменение обычного порядка слов с целью усиления выразительности.

Искал – то Лермонтов покоя, покой людям уже и не снится.

И день за днем ужасно злить меня вот это стало.

Парцелляция

Деление предложения на части, слова.

Мало кто из нас может вынести бремя богатства. Конечно, чужого. (М.Твен)

Принцы мечтают о Золушках – замарашках. В сказках. (Л.Кумор)

Градация

Расположение ряда синонимов в порядке нарастания или ослабления смыслового или эмоционального значения.

И скучно, и грустно, и некому руку подать. (М.Ю. Лермонтов)

Приехав домой, они вошли в свои темные, душные, скучные комнаты.

Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование.

^

Восклицание, повышающее эмоциональность, привлекающее внимание.

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

(И.Мятлев)

^

Утверждение, сформулированное в виде вопроса, не требующего ответа.

На братских могилах не ставят крестов;

Но разве от этого легче? (В.Высоцкий)Зачем, когда придет пора

Мы гоним детство со двора?

^

Подчеркнутое обращение к кому – то, чему – то.

Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания! (Козьма Прутков)

Эллипсис

Пропуск части высказывания (чаще глагола) с целью передать особую динамичность.

Чуть зазевался, того и гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке.

Казбич вздрогнул, переменился в лице – и к окну.

(М.Ю.Лермонтов)


ИВС




п/п

Вид тропа

С какой целью употребляется троп

Примеры

1.

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение предмета или явления при помощи конкретного жизненного образа.


Наиболее наглядно показать его существенные черты.

Часто используются в загадках, в баснях, чтобы обойти цензуру.

С помощью аллегории иносказательно выражаются идеи философского содержания.

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

- «Замело снегом дороги» – к прошлому возврата нет; - «Пришла осень» – наступила старость;

- Пусть всегда будет солнце – пусть всегда будет мир; - В баснях, сказках упрямство – Осёл, трусость – Заяц,

хитрость – Лиса, коварство – Волк и.д.

2.

МЕТАФОРА - употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве признаков, сравнении, аналогии.


Повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.


- Горит костёр рябины красной…

- Сыплет черёмуха снегом.

- Колесом за сини горы солнце красное скатилось.

- Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под

ногой.

- В дымных тучах пурпур розы , отблеск янтаря.

- Горит восток зарёю новой.

- И золотеющая осень листвой плачет на песок.

3.

^ употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.



Приём краткой выразительной речи, источник образности.


- Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам.

- Придёт ли времечко…когда мужик

…Белинского и Гоголя с базара понесёт.

- Я три тарелки съел. - Партер и кресла – всё кипит.

- Чёрные фраки носились врозь и кучами там и там.

- Фарфор и бронза на столе. - Ликует буйный Рим.

- Траурный Шопен громыхал у заката.

4.

ИРОНИЯ - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.

Создание комического эффекта.


- Ай, Моська, знать она сильна,

Что лает на слона.

- Отколе, умная, бредёшь ты, голова? ( обращение к ослу)

5.

^ образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п.



Создание преувеличенного образа, явления, признака, выражение отношения к нему.


- Одни дома длиною до звёзд, другие – длиной до Луны.

- …дрожали скалы от их ударов,

дрожало небо от грозной песни.

- с горы на гору стал перескакивать.

- Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут

жизни берега.

6.

ЛИТОТА – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления.

Для подчёркивания образа, служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

- Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. - Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…

- Как былинку, ветер молодца шатает.


7.

ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действия.


Для создания зримого образа, художественной выразительности, средство выражения чувства, настроения.

- Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана.

- На берегу пустынных волн стоял он дум великих полн.


8.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.

Повышает эмоциональную выразительность текста.


- Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.

- Осень- рыжая кобыла – чешет гриву.

- Утешится безмолвная печаль…

- Спит земля в сиянье голубом…

9.

СИНЕКДОХА – употребление названия целого вместо названия части, общего – вместо частного и наоборот.

Усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.


- Швед, русский колет, рубит, режет.

- И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

- … по домам идёт Европа…

- Пуще всего береги копейку.

10.

ПЕРИФРАЗА - замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Подчёркиваются существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.


- Солнце русской поэзии (вместо Пушкин)

- Царь зверей (лев)

- город на Неве ( Санкт-Петербург)

- Унылая пора, очей очарованье (осень)




Вид стилистической фигуры

С какой целью употребляется

Примеры

1.

^ повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, абзацев, предложений, строф.



Средство создания поэтического подтекста, для усиления предшествующего слова.


- Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

- Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

- Я стою у высоких дверей.

Я слежу за работой твоей.

2.

ЭПИФОРА – повторение слов или словосочетаний в конце отрывков, строк, абзацев, строф.


Выделение ключевого понятия, эмоциональное воздействие на читателя.


Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.

3.

АНТИТЕЗА – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.

Для усиления выразительности речи, усиления экспресиии.


- И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

4.

ИНВЕРСИЯ - нарушение прямого порядка расположения членов предложения.

Усиление образности и выразительности речи, для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков.

- Досадно было, боя ждали…

- К утру расстреляли притихшее горное эхо…

- И брызнули камни, как слёзы, из раненых скал.

- …где глаз людей обрывается куцый.

5.

ГРАДАЦИЯ - расположение ряда слов по степени нарастания или ослабления их смыслового или эмоционального значения.

Усиление впечатления по нарастающей.


- …вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.

- Клянусь твоим последним взглядом,

Твоею первою слезой.

- …светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

6.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Выделение ключевого понятия, усиление впечатления.


- Усердный в бригаде- клад. Ленивый – тяжёлая обуза.

- В зале говорили свидетели – торопливо, обесцвеченными

голосами. Судьи – неохотно и безучастно.


7.

^ необычное соединение слов, противоречащих друг другу.

Для подчёркивания противоречивого психологического состояния, для создания эмоционального впечатления.

Живой труп. Ненавидящая любовь. Мёртвые души. Милые мученья. Грустная радость. Весёлое горе. Нарядная печаль.


8.

^ деление предложения на слова.

Усиливает смысловые и экспрессивные оттенки значений.

- И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.

- Вот опять весна. Пришла. Зазвенела. Зажурчала.

9.

ЭЛЛИПСИС – пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.

Придаёт высказыванию динамичность, интонации живой речи, художественной выразительности.

- Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.


10.

^ сознательно выражают мысль не до конца, предоставляя читателю самому догадаться.

Пробуждает глубокие мысли и чувства. Часто используется в прямой речи.


- Нет, я хотел…быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть.



11.

^ восклицательное предложение, содержащее в себе экспрессию, усиливающее напряжённость речи.

Повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста.


Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре)


12.

^ – утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа.

Яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков.


Что тревожишь ты меня? Что ты знаешь, скучный шёпот?


13.

^ - подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь.

Для усиления выразительности речи.


Ах ты, степь моя, степь привольная!


14.

^ сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

Для создания художественной выразительности.


- Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на

солнце, снег лежит.

- Берёт, как бомбу, берёт, как ежа, как бритву обоюдоострую.

15.

ОМОНИМЫ – слова, совпадающие в звучании и написании, но различающиеся по значению.

Придают языку живость, выразительность.


Водопроводная система систематически выходит из строя.

У ремонтников нет никакой системы в работе.


16.

СИНОНИМЫ – слова, различные по звучанию, но совпадающие или близкие по значению.

Для более точного выражения мыслей и чувств.


Бежать-мчаться; смеяться – хохотать; рыдать – плакать.


17.

^ слова, имеющие противоположные значения.

Для создания контраста, делают речь яркой, эмоциональной.

радость – печаль; далёкий – близкий; бедный – богатый.


18.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением

Придают речи яркость и выразительность.

Работать засучив рукава.

Беречь как зеницу ока.

Кричать на всю ивановскую.

19.

^ – повтор одного и того же слова, словосочетания.

Выделяется ключевое понятие.


Она была прелестна в своём простом чёрном платье, прелестны были её полные руки с браслетами, прелестна твёрдая шея с ниткой жемчуга.




Шаблон сочинения (ЕГЭ - часть С). Речевые клише.


К-1 Формулировка проблемы текста в виде вопроса.

Нужно ли …Зачем…Что будет, если…Возможно ли…Что делать…Кому выгодно… Кто виноват в…Когда будет…Откуда …Как объяснить…Почему …Как связаны…Как влияет…?Такова одна из проблем текста. Об этом размышляет автор статьи. Эту проблему рассматривает автор. На этот вопрос пытается ответить автор.

^

Он, автор, Г.Смирнов, писатель, публицист

^

Автор обращает внимание на…рассуждает о…подчеркивает важность…опирается на чье-то мнение, на факты, свидетельствующие о…допускает, что…приводит пример из свой жизни, из истории, чтобы показать…вспоминает, как…доказывает…описывает что…предлагает…предполагает…имеет в виду…принимает во внимание…видит что-то…возмущается чем-то…потрясен тем, что…спорит с…удивлен…подтверждает свою мысль…создает яркий художественный образ дождя…мастерски рисует картину снегопада, пейзаж…использует изобразительно-выразительные средства языка…отмечает достоинства или недостатки…критикует…расходится во взглядах с мнением большинства в вопросе о…оспаривает точку зрения тех, кто считает…отмечает недостатки…критикует…упоминает…анализирует

^

Автор убежден, что…(не) сомневается… уверен…не знает, как решить возникшую проблему…для автора очевидно, что…он считает, что…

^

Привести 2 своих аргумента для доказательства своей позиции Я согласен с автором…разделяю позицию автора…придерживаюсь той же точки зрения… автор слишком категоричен и упускает из виду, что…позволю себе предположить, что…

можно возразить автору тем, что…мнение автора противоречиво, так как…могу подтвердить его мысль примером…в чем-то автор прав, однако …нет сомнений в том, что…совершенно очевидно…

^

Поэтому…следовательно…значит…в таком случае…потому что…таким образом…при этом…вместе с тем…кроме того…кстати сказать…в этом случае…как сказано выше…с другой стороны…однако…напротив…если - то…не только - но и …зато…другими словами…иначе говоря…разумеется…видимо…конечно же…очевидно…прежде всего…сначала…в то же время…затем…впоследствии…в заключение…согласно этому…


А


А

агЕнт Орфоэпичесий минимум

алфавИт

аэропОрты, им.п. мн.ч.

Б балОванный, прич. баловАть балУясь бАнты, им.п.мн.ч бОроду, вин.п.ед.ч. бралА бралАсь бухгАлтеров, род.п. мн.н

В вЕрба вернА вероисповЕдание взялА взялАсь включЁн включЁнный включИм включИт включИшь влилАсь вОвремя

ворвалАсь воспринялА воссоздалА вручИт

^

Д давнИшний дефИс диспансЕр добела добралА добралАсь довезЁнный дОверху договорЁнность дождалАсь

дозвонИтся дозвонЯтся дозИровать докраснА докумЕнт донЕльзя дОнизу досУг дОсуха

Е еретИк

Ж жалюзИ, ср.р.и мн.ч. ждалА жилОсь

З завИдно зАгнутый зАгодя закУпорив закУпорить зАнял занялА зАняло занятА зАнятый заселЁн запертА

зАтемно звалА звонИм звонИт звонИшь знАчимость знАчимый зимОвщик зАсветло



оставить комментарийстраница6/7Заморовская Т.ИДата04.03.2012Размер0,63 Mb.ТипДокументы, Образовательные материалыДобавить документ в свой блог или на сайт


Источник: rudocs.exdat.com
Просмотров: 10204 | Добавил: stione | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0